Психологические типы ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ.
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Сценическое волнение на всех действует по-разному. Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо его осознать, дать ему название, оценить.
Основные правила преодоления сценического волнения.
«Сосредоточение на исполнении произведения».«Самоконтроль (самообладание)».
«Режим дня» (накануне выступления).
«Чувство уверенности».
«Ощущение творческой взволнованности» (во время репетиции на сцене).
«Добросовестность» (в процессе подготовки).
«Не зацикливаться на неудаче, а вспоминать об успехе».
Приятные эмоции вытесняют страх!
Педагогу-музыканту также необходимо учитывать психологические типы своих учеников:
Исполнители-флегматики с сильной инертной системой нервной деятельности чаще впадают в состояние «творческой апатии». Инертный человек проявляет леность, вместо того, чтобы приступить к важному делу, зачастую переключает внимание на дела посторонние (в данный момент не актуальные). У инертного человека много времени уходит на то, чтобы «раскачать» себя, привести себя в рабочее состояние и приступить к делу.
Исполнители-холерики, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы артистичны, стремятся играть ярко и выразительно. Тяжело переживают неудачи. Они чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку». Ко всему новому холерик привыкает легко и быстро, но устойчивые навыки формируются у него долго и с большим трудом.
Исполнители-сангвиники. Неудачи переносят относительно легко, быстро адаптируются к непривычным условиям работы, полны творческих сил, охотно выступают, но им быстро приедается музыкальное сочинение, даже то, которое сами выбрали. Легко управляют своей работоспособностью, которая обычно очень высокая не зависимо от внешних и внутренних причин. Привычки у него образуются быстро и легко, а сформированные навыки закрепляются и долго сохраняются.
Исполнители-меланхолики со слабым типом нервной системы сильнее других страдают от нездоровых форм сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые. Он с одинаковой легкостью и быстротой схватывает материал и забывает его.
Какие условия необходимы для создания стабильности при выступлении на сцене? Хорошо помогают учащимся в преодолении сценического волнения игровые технологии.
Игра «Надуй шарик». Чтобы снять волнение перед выступлением или усталость на уроке, можно сделать простую дыхательную гимнастику. Ребенку нужно представить себе «цвет шарика». Если детей несколько, то можно вспомнить о цветах радуги. Мысленно «шарик надувается» медленно, через нос, как насосом. Руки положить на живот, чтобы почувствовать, как он «надувается». А затем медленно, можно со счетом глубоко вдохнуть («надуть шарик, который находится внутри»). При этом представить, как меняется вид и цвет шарика, задержать дыхание, а затем медленно выдыхать воздух со звуком «Ш-ш-ш-ш». Повторить 2-3 раза. Обсудить, какие появились ощущения. После упражнения нужно представить темп, характер произведения, глубоко вздохнуть и можно выходить на сцену.
Упражнение «Погружение». Нужно представить, что ты нырнул в воду. Находясь в воде, подумать о чем-нибудь еще? (Например, о сладком мороженом…). Задача заключается в том, чтобы научиться, точно так же погружаться в исполняемое произведение, контролировать каждый звук. Все мысли должны быть направлены только на качество исполнения. Не позволять, себе думать ни о чем другом. К каждому звуку нужно относиться так, словно ты несешь чашу с водой и стараешься, не проронив ни капли, донести эту воду людям, которые в ней очень нуждаются.
Упражнение «Прислушайся к себе». В процессе работы над музыкальным произведением, при создании музыкального образа, нам часто приходится фантазировать. В течение 30 секунд нужно представить, что вокруг вас абсолютно никого нет и полностью сосредоточиться на своих ощущениях. Прислушайтесь к своему дыханию, к тому, как бьется ваше сердце, какое у вас настроение, при этом необходимо закрыть глаза. Как только вы почувствуете, что полностью справились с заданием, не открывая глаз, нужно поднять руку. Теперь откройте глаза. Запомните ваши ощущения. Если возникли трудности, значит нужно потренироваться. Выполнив упражнение несколько раз, вы обязательно научитесь хорошо чувствовать свое внутреннее состояние.
Педагог-психолог «ЦДТ» Дмитриева Л. М.
Синтезатор для начинающих.
Как выбрать лучший?
docs.google.com/document/d/1oBoU0RSQuy_6- xrqDYUHlaZlyPvANJ7nnxkIegAo028/edit#heading=h.fo0d1ivlsguv
ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ
У ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Сталкиваясь с проблемой сценического волнения - впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей учебы.
Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки зависит не только от умений или одарённости ученика, но и от того, что происходит с ним до начала исполнения, от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым фактором.
Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь в коленях, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.
Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только они начинают осознавать, что их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зрительном зале, у многих детей возникает психологический дискомфорт, а зрительный зал постепенно превращается для них в источник стресса.
Большинство психологов и педагогов сходятся в том, что первое проявление симптомов сценического волнения дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, и данная возрастная категория в этом смысле считается типовой.
Чтобы исключить сценические срывы и снизить тревожность, необходимо начинать сценическое воспитание будущего музыканта-исполнителя с самых первых дней обучения.
Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением, поэтому подготовка будущего музыканта к сцене должна вестись уже в начальный период обучения.
Нельзя сравнивать успешность того или иного открытого выступления ученика и его профпригодность. Возможны ситуации, когда одаренный музыкант терпит сценическое фиаско; а бывают такие ситуации, когда неплохо показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. Сценой проверяется все: и природные музыкально-исполнительские данные, и «технический» потенциал, и устойчивость психики. Некоторые психологи рассматривают концертное выступление как «итоговую деятельность в экстремальных условиях», поскольку сценическое волнение может стать «камнем преткновения» для любого музыканта-исполнителя, в том числе, и для начинающего.
Анализируя проблему сценического волнения, педагоги отмечают, что многое здесь зависит от психологии исполнителя, типа его нервной системы, умения настроить себя на успех, силы воли. Для правильной подготовки выступления нужно определить особенности личности ребёнка. А для этого требуется психологическая помощь. Необходимо исследовать свойства нервной системы ребенка, его память, мышление, реакцию темперамента и других индивидуальных особенностей. По сути это – работа для специалистов-психологов.
Каковы же причины сценического волнения и как их преодолеть. Часто бывает так, что произведение хорошо выучено, а при выходе на публику из-за волнения, страха сыграно не так, как хотелось. Как с этим бороться?
Чаще всего ученик, находясь на сцене, сосредоточен не на исполнении произведения, а на том, как он выглядит, ведь все смотрят на него. Часто волнение сопровождается мыслями типа: «Что обо мне скажут другие?», «Как я сыграю?», «Каковы будут оценки моей игры?» и т.д., и т.п. Это состояние как раз и отвлекает его от того на что должно быть направлено все его внимание, от исполнения произведения.
Самоконтроль у детей, как правило, не развит, они не знают, какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя, как вести себя на сцене, не знают, как сесть, что делать в моменты пауз, в перерывах в игре. Это тоже может стать причиной волнения.
И все-таки основная проблема заключается в умении и способности ученика сосредоточиться на исполняемом произведении. Способность самососредоточения - это наиболее эффективный метод борьбы со сценическим волнением. У детей музыкально одаренных, этот дар проявляется в какой-то мере интуитивно. Но это не значит, что его не надо развивать.
Объектом внимания педагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления, то, как ребёнок проводит время перед выступлением, сколько времени он отводит для занятий, которые должны быть регулярными и достаточными по времени.
Ещё одна из первопричин сценического волнения – это боязнь музыканта забыть текст. Волнуются, потому что боятся забыть; и забывают именно потому, что чрезмерно волнуются. В результате сознание затуманивается, мысли путаются, ослабевает слуховой контроль и контроль за движениями рук и пальцев. Теряется самообладание, ученик допускает неточности, не свойственные ему при обычном исполнении.
Волнение отражается на темпе, качестве звука, чистоте текста, выразительности. Провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. Действует успокаивающее на психику ученика и является гарантом от капризов памяти на сцене хорошо выученный материал.
Важно уметь помочь юному музыканту совладать с причиной сценического волнения. Неплохой эффект дают приемы самовнушения. Нужно внушить ученику уверенность в своих силах. Это входит в обязанности педагога. Именно так и следует настраивать ученика, это лучший метод борьбы со сценобоязнью.
Педагоги-музыканты, профессора Московской консерватории рекомендуют различные приемы и способы само воздействия, которые при умелом использовании помогут ученикам преодолевать сценическое волнение.
Очень полезно, занимаясь, силой воображения представить себя на сцене заполненного зрителями концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу. Такую репетицию следует проводить тогда, когда произведение выучено, и ни в коем случае не анализировать своё самочувствие во время игры. Всё внимание должно быть сосредоточено на создании художественного образа произведения.
Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Сценическое волнение на всех действует по-разному. Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо его осознать, дать ему название, оценить.
Ценные советы по психологической подготовке исполнителей можно отыскать в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза.
Музыкантам, прилежно занимающимся на инструменте, но испытывающим страх перед сценой, следует внимательно отнестись к словам немецкого писателя XX столетия Альбрехта Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».
Педагог-психолог «ЦДТ» Дмитриева Л.М.
Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только они начинают осознавать, что их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зрительном зале, у многих детей возникает психологический дискомфорт, а зрительный зал постепенно превращается для них в источник стресса.
Большинство психологов и педагогов сходятся в том, что первое проявление симптомов сценического волнения дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, и данная возрастная категория в этом смысле считается типовой.
Чтобы исключить сценические срывы и снизить тревожность, необходимо начинать сценическое воспитание будущего музыканта-исполнителя с самых первых дней обучения.
Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением, поэтому подготовка будущего музыканта к сцене должна вестись уже в начальный период обучения.
Нельзя сравнивать успешность того или иного открытого выступления ученика и его профпригодность. Возможны ситуации, когда одаренный музыкант терпит сценическое фиаско; а бывают такие ситуации, когда неплохо показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. Сценой проверяется все: и природные музыкально-исполнительские данные, и «технический» потенциал, и устойчивость психики. Некоторые психологи рассматривают концертное выступление как «итоговую деятельность в экстремальных условиях», поскольку сценическое волнение может стать «камнем преткновения» для любого музыканта-исполнителя, в том числе, и для начинающего.
Анализируя проблему сценического волнения, педагоги отмечают, что многое здесь зависит от психологии исполнителя, типа его нервной системы, умения настроить себя на успех, силы воли. Для правильной подготовки выступления нужно определить особенности личности ребёнка. А для этого требуется психологическая помощь. Необходимо исследовать свойства нервной системы ребенка, его память, мышление, реакцию темперамента и других индивидуальных особенностей. По сути это – работа для специалистов-психологов.
Каковы же причины сценического волнения и как их преодолеть. Часто бывает так, что произведение хорошо выучено, а при выходе на публику из-за волнения, страха сыграно не так, как хотелось. Как с этим бороться?
Чаще всего ученик, находясь на сцене, сосредоточен не на исполнении произведения, а на том, как он выглядит, ведь все смотрят на него. Часто волнение сопровождается мыслями типа: «Что обо мне скажут другие?», «Как я сыграю?», «Каковы будут оценки моей игры?» и т.д., и т.п. Это состояние как раз и отвлекает его от того на что должно быть направлено все его внимание, от исполнения произведения.
Самоконтроль у детей, как правило, не развит, они не знают, какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя, как вести себя на сцене, не знают, как сесть, что делать в моменты пауз, в перерывах в игре. Это тоже может стать причиной волнения.
И все-таки основная проблема заключается в умении и способности ученика сосредоточиться на исполняемом произведении. Способность самососредоточения - это наиболее эффективный метод борьбы со сценическим волнением. У детей музыкально одаренных, этот дар проявляется в какой-то мере интуитивно. Но это не значит, что его не надо развивать.
Объектом внимания педагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления, то, как ребёнок проводит время перед выступлением, сколько времени он отводит для занятий, которые должны быть регулярными и достаточными по времени.
Ещё одна из первопричин сценического волнения – это боязнь музыканта забыть текст. Волнуются, потому что боятся забыть; и забывают именно потому, что чрезмерно волнуются. В результате сознание затуманивается, мысли путаются, ослабевает слуховой контроль и контроль за движениями рук и пальцев. Теряется самообладание, ученик допускает неточности, не свойственные ему при обычном исполнении.
Волнение отражается на темпе, качестве звука, чистоте текста, выразительности. Провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. Действует успокаивающее на психику ученика и является гарантом от капризов памяти на сцене хорошо выученный материал.
Важно уметь помочь юному музыканту совладать с причиной сценического волнения. Неплохой эффект дают приемы самовнушения. Нужно внушить ученику уверенность в своих силах. Это входит в обязанности педагога. Именно так и следует настраивать ученика, это лучший метод борьбы со сценобоязнью.
Педагоги-музыканты, профессора Московской консерватории рекомендуют различные приемы и способы само воздействия, которые при умелом использовании помогут ученикам преодолевать сценическое волнение.
Очень полезно, занимаясь, силой воображения представить себя на сцене заполненного зрителями концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу. Такую репетицию следует проводить тогда, когда произведение выучено, и ни в коем случае не анализировать своё самочувствие во время игры. Всё внимание должно быть сосредоточено на создании художественного образа произведения.
Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Сценическое волнение на всех действует по-разному. Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо его осознать, дать ему название, оценить.
Ценные советы по психологической подготовке исполнителей можно отыскать в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза.
Музыкантам, прилежно занимающимся на инструменте, но испытывающим страх перед сценой, следует внимательно отнестись к словам немецкого писателя XX столетия Альбрехта Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».
Педагог-психолог «ЦДТ» Дмитриева Л.М.
Что делать, если ребёнок не хочет ходить в музыкальную школу, или, Как преодолеть кризис обучения в музыкалке?
Влияние громких звуков и шумов на ребенка.
Человеческое ухо — это тончайший инструмент, который настроен, в первую очередь, на тихие звуки. Ведь в первобытном мире человеку нужно было уметь расслышать, к примеру, шаги хищников, по шелесту травы узнать, что кто-то в ней скрывается. Однако в современном мире все изменилось, кроме строения человеческого уха, которое теперь страдает из-за обилия шума. Чтобы слух ребенка не портился, родителям нужно следить за тем, сколь часто ему приходится находиться в слишком шумных помещениях. Нужно знать и уметь объяснить ребенку, что для слуха опасно.Телевизор или музыка на полную громкость. Особенно, если это происходит постоянно. После выключения телевизора, ребенок не может обычно тихо разговаривать и слышать шепот, что говорит о том, что его слуховые рецепторы страдают от воздействия шума.
Дискотеки. Интенсивность звуков на дискотеках в среднем выше 110 децибел. А уже при 160 децибелах барабанные перепонки человека не выдерживают. Потому часто ходить на дискотеки подросткам не рекомендуется. Неустойчивая психика ребенка, находящегося в стадии полового созревания, под воздействием шума дискотек очень страдает, из-за чего подросток может стать агрессивным или впасть в депрессию.
Постоянное нахождение возле трасс и автомобильных дорог. Если под окнами дома наблюдается постоянный поток транспорта, стоит позаботиться о звукоизоляции окон и стен.
Прослушивание музыки через наушники. Особенно, если наушники включаются в общественном транспорте, когда звуком музыки человек пытается заглушить шум внешней среды.
Правила бережного отношения к слуховому аппарату.
1. Разговаривать друг с другом спокойным голосом, не кричать, если твой собеседник находится рядом.
2. При выполнении уроков следует выключить телевизор и музыку, так как они будут отвлекать.
3. Не включать звук телевизора, компьютера, магнитофона на всю громкость.
4. Беречь уши от простудных заболеваний, защищать их от ветра.
5. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу, богатую витаминами.
6. Регулярно проверять свои уши, посещать врача отоларинголога, не реже чем раз в год.
7. Особое внимание уделять правилам личной гигиены (мыть и чистить уши)
Если не возможно изменить ситуацию,вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.
10 советов- заповедей родителям
1. Любите детей. И как бы ни было это банально сказано,
Постоянное нахождение возле трасс и автомобильных дорог. Если под окнами дома наблюдается постоянный поток транспорта, стоит позаботиться о звукоизоляции окон и стен.
Прослушивание музыки через наушники. Особенно, если наушники включаются в общественном транспорте, когда звуком музыки человек пытается заглушить шум внешней среды.
Правила бережного отношения к слуховому аппарату.
1. Разговаривать друг с другом спокойным голосом, не кричать, если твой собеседник находится рядом.
2. При выполнении уроков следует выключить телевизор и музыку, так как они будут отвлекать.
3. Не включать звук телевизора, компьютера, магнитофона на всю громкость.
4. Беречь уши от простудных заболеваний, защищать их от ветра.
5. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу, богатую витаминами.
6. Регулярно проверять свои уши, посещать врача отоларинголога, не реже чем раз в год.
7. Особое внимание уделять правилам личной гигиены (мыть и чистить уши)
Как бороться со стрессом
"Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете". Селье
Если не возможно изменить ситуацию,вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.
Например:
- Доказать себе, "что могло быть и хуже".
- Сравнить собственные невзгоды с чужими, еще большим горем(" а другому гораздо хуже").
- Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние. Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.
- Прием "зелен виноград"( подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж и хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо").
10 советов- заповедей родителям
1. Любите детей. И как бы ни было это банально сказано,
все же любовь-это главное.
2. Не надо их портить, принимая за чистую монету любое слово,неуспех или поступок.
3. Силу применять нельзя, а вот быть твердым и последовательным необходимо.
4. Не лишайте детей свободы, заботясь об их безопасности.
5. Если поссорились, обиделись, разозлились или поругались- поскорее оставьте друг друга в покое.
6. Где хотите, наберитесь терпения и дождитесь пока они
сами начнут взрослеть.
7. Старайтесь избегать длинных монологов и повторений.
8. Не сравнивайте детей ни с кем и никогда.
9. Не ругайтесь, не ссорьтесь с домашними, не злословьте, не сплетничайте, не обманывайте, если рядом дети.
10. Не перекладывайте свои трудности на плечи детей. им эта ноша не под силу.
- Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Упущенное время будет невосполнимо.
- Не расстраивайтесь, если пение или игра, на ваш взгляд будет далека от совершенства. Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
- Не "приклеивайте" вашему ребенку "ярлык"- немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Зачем современному ребенку музыкальное образование?
Родители с раннего возраста их ребенка задумываются о том, как развить его навыки и природные данные, привить ему любовь к искусству, культуре и музыке.
Отдавая ребенка учиться в музыкальную школу или музыкальный кружок, после посещения первых занятий, родители мечтают о том, что ребенок несомненно достигнет высоких результатов, сможет стать известным музыкантом или композитором, ну или хотя бы, после обучения связать свою судьбу с музыкой, петь в хоре или играть в оркестре, стать музыкальным педагогом.
Хотя родители всеми силами стараются отогнать мысль о том, что возможно ребенок не достигнет особых высот в музыке, а что если произойдет именно так? Стоит ли родителям беспокоиться о потраченном времени и силах ребенка, средствах на его музыкальное обучение? Был ли прок от такого образования или это пустая трата времени и ребенку следовало заняться другими видами деятельности и обучения? Все эти вопросы очень важны, но если обратиться к высказываниям авторитетных классиков, можно прочесть мнения о том, что для формирования полноценной личности необходимо разносторонне развитие его талантов.
Музыкальное образование в этом процессе занимает важное место. Если провести опрос родителей, почему они отдают своих детей учиться в музыкальную школу, часть отвечает, что бы постиг мастерство игры на музыкальном инструменте, честь родителей ответит, что для общего разностороннего развития личности, часть родителей желает, чтобы ребенок связал свою судью с музыкой, и только единицы родителей говорят о том, что музыка позволит ребенку лучше воспринимать красоту окружающего мира, развивает его внутренний духовный мир. Последнее мнение лучше всего описывает основное влияние музыкального образование на развитие творческой разносторонней полноценной личности.
В век цифровых технологий, когда обилие компьютерной техники, интернета, социальных сетей, слишком мало уделяется времени развитию духовного мира молодого подрастающего поколения. И это не пустые красивые слова, это печальный факт двадцать первого века. Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. В Современном мире на молодой, не обладающий достаточным жизненным опытом ум подростка и ребенка, обрушивается колоссальный поток информации. Ребенок постигает мир постпредством телевизора, компьютера, в то же время его эмоциональный внутренний мир очень сложен и многогранен в таком молодом возрасте. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Ребенок лишённый необходимого эмоционального образования, вполне возможно, разовьётся в холодную замкнутую личность.
Обратимся к мудрости древней истории. Ещё во времена древних мыслителей существовало твёрдое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Вероятно, по этой причине все известные исторические личности, не только научные деятели но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только в древнем Риме и древней Греции, но также и на древнем Востоке, в Старом и Новом свете. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий